На главную
 
Виктория Кейл Для круглого стола:
 

...Последнее время я почти безвыездно жила в Грузии, да и раньше не так часто наведывалась к родственникам в Россию (чаще в Латвию)- так что мой взгляд на российские проблемы и действительность - это всего лишь взгляд обывателя русскоязычного зарубежья (или так называемого СНГ), издалека и судить о происходящем я могу исключительно субъективно. Источниками информации для меня прежде всего было кабельное ТВ, которое доносило до меня горящие новости по EURO NEWS и RTVi, разумеется, одновременно со всеми грузинскими и российскими каналами, часто поражающими искусственным нагнетанием обстановки либо намеренным замалчиванием событий (фальсификацией). Надо сказать, что газетами и литературными новинками на русском языке мы в Грузии не избалованы с тех пор, как русский язык приобрел статус иностранного в Грузии вместо бытовавшего наравне с грузинским когда-то на правах второго государственного. Уже выросло новое поколение - вообще не знающее русского языка и имеющее довольно-таки искаженные представления о русской культуре и России вообще взамен 'советской'. То же можно сказать и о западном обывателе, который привык отождествлять очень разные этнические культуры под общим грифом 'советской' национальности. Западу пришлось знакомиться с грузинами, украинцами и другими народами нашей бывшей бескрайней родины на протяжении последних десятилетий в основном на практике - на опыте личного общения и не всегда, как оказалось, позитивного. Западный обыватель не знает даже зачастую и сегодня, где расположена такая маленькая страна как Грузия, - мне случалось выслушивать разные версии от Магадана (!) до Америки. Не знает и того, что эта страна древней христианской культуры, причисляя ее к мусульманскому миру (возможно из-за близости к зоне Чеченского конфликта). И что удивительно, Россия как будто тоже забыла, что христианская Грузия, тысячелетия искавшая защиты у 'большого русского брата', подписывала Георгиевский трактат не c Советским Союзом. Христианство - или единоверие - это та призма, через которую сегодняшняя Грузия продолжает смотреть на мир - не радующий нас гармонией межличностных (человеческих) отношений, мир - полный неразрешимых проблем, природных и социальных катастроф. Это единственно возможный путь для обретения внутренней свободы, и этот путь есть суть обращение к истокам народного самосознания, к тысячелетней памяти предков, по сравнению с которой годы советской власти - лишь короткий отрезок пройденного с неизбежно навязанными попутчиками пути. Исконно мульти-национальная страна (свыше 150 национальных меньшинств), с терпимостью к представителям самых разных конфессий, выглядит беспомощной перед социальными проблемами, стараясь сохранить суверенное достоинство и гордость. Потому что решение этих проблем с благополучных вершин высоко развитых и более сильных стран чревато известными последствиями. Потому что жизнь страны - это не только парадно - апофеозная сторона официальных деклараций и программ, это миллионы трагических жизней 'маленьких' людей, потерявших ставшей привычной для двух поколений отцов социальную ориентацию и вместе с ней материальную основу самого своего жизненного существования. Странно, но Грузия, которая пережила войну на своей территории и получившая в наследство от страны Советов тысячи беженцев и которую Россия обвиняет в национализме, не озлобилась до такой степени, чтобы породить фашиствующих молодчиков - шовинистов. Для сравнения: Грузия и ранее счастливо избегала практики еврейских погромов. К слову сказать, я за всю свою жизнь в Грузии не припомню ни одной демонстрации с портретами 'отца всех времен и народов', которая была сравнима с тоской по нему в России. Грузия и сегодня намного отстает от России по части насаждения агрессивного самосознания.
Достаточно сравнить для этого хотя бы каналы ТВ передач - на русскоязычного обывателя обрушиваются потоки приблатненного матерного жаргона криминальных шестерок, дешевых шлюх и сомнительных авторитетов, вперемешку с мордобоем в исполнении крутой ментовки, захлестывают отстойные страсти 'мыльных' опер, его оглушают орущей 'под фанеру' попсой, настойчиво зомбируют убойной рекламой (одновременно по всем каналам), причем одни передачи словно стараются перещеголять другие - мало художественного кича, их сменяют документальные программы, которые бывает просто физически больно и страшно смотреть. А бесконечные обличения или разглагольствования так, что хочется крикнуть: 'Господа, остановитесь - пока не поздно. Не пора ли вспомнить старую добрую мудрость - что от языка может ничего и не остаться, если без конца зализывать незаживающие раны.'. Так может быть поздно? Поздно - если в прорыв идут колонны бородатого русского кулака в стиле 'хайль' (что в переводе с немецкого означает не больше не меньше как 'исцеление') - сами не подозревающие еще, от чего должны исцелить больное общество. Это кажется у Мопассана, что 'патриотизм - это яйца, высиженные войной'. Но кому объявлена эта война новоявленных миру 'белых патриотов'?
Культ силы прост и большего ума не требует. Сколь же страшен пост-советский синдром великодержавного шовинизма, что тысячи лет христианства оказалось не достаточно, чтобы остановить руку фашиствующего православного язычника? Не от того ли, что слишком быстро сплошь бывшие идейными атеистами коммунистические деятели устремились вновь всем скопом в лоно церкви, по дороге нахватавшись массой далеко не новых пост-оригинальных идей? Вот кому не повезло - так это великому гуманисту Льву Николаевичу Толстому ... Признался в 'Исповеди', что в 18 лет разуверился во всех догматах, которым его учили, и объявил миру, что все религии проповедуют любовь, да так не только Нобелевской премии, но и прощения до сегодняшнего дня не получил. Так что с 'непротивлением злу насилием' разобраться оказалось сложнее. Но если то, во что уверовал в своей жизни великий русский писатель понять и принять (если и не по церковным канонам, так хотя бы по человеческим) все же возможно, то в чем вера подростков, убивающих 9-летнюю девочку и от своей безнаказанности нагло ухмыляющихся с телеэкрана? И в чем вера наших с вами современников, именующих себя верующими христианами, ворвавшихся в Москве с крестами в руках в чужой храм и учинивших жестокое избиение никому не причиняющих зла кришнаитов заодно с другими посетителями центра сознания Кришны? Неуважение к чужой вере - это ли не дикость в 21-й век? После этого неловко даже как-то обвинять, кого бы то ни было в фанатизме. Вновь скифы? Вновь азиаты? Но ведь не убийцы? No comment - как говорится в таких случаях. Значит рано, значит, не доросли до понимания толстовской совести. Чем же так ненавистны и пугают Россию всякие там разноцветные ('розовые' и 'оранжевые') революции? Не от того ли, что лишают сознания своей мнимой исключительности как сверхдержавы? Но Россия - и так колосс, и к чему ей все эти заигрывания? Откройте журнал 'Штерн' за июль 2006 года (номер 29). Немцы пишут взволнованно о реальной угрозе возврата ко временам холодной войны в Европе. ОДНАКО - в мире, где люди и государства не научились жить единой семьей (пусть разных по характеру и темпераменту), уважая интересы друг друга, столкновения неминуемы. В мире не должно быть ни малых, ни больших народов. Не должно быть ни религиозных войн, ни насильственно насаждаемой демократии.
Я свято верю, родившись на такой красивой планете, как наша Земля, что рано или поздно, человечество научится всеобщему языку Любви взамен языка денег и насилия. Это обязательно произойдет, но очевидна и неизбежность высокой цены искупления этого прозрения. И так же, как немцам больно вспоминать сегодня о своей роли во второй мировой войне, возможно, Америке и/или России придется отвечать перед историей за свою в той атомной катастрофе, которая не за горами .... при таком раскладе.

Мнение автора довольно субъективно, поэтому просим откликнуться наших читателей и продолжить тему взаимоотношений России и Грузии, или других пост-советских республик, выявляя корни и тенденции исторического и социального развития государств, ища новые (или хорошо забытые) закономерности, с тем, чтобы выявить скрытые пружины негативных явлений и попробовать дать перспективный анализ этих отношений.